- Стихосложение
- Античное и совр. С. принципиально отличаются друг от друга. Совр., в частности русское, С. основано на словесном ударении; егоритм возникает из чередования ударных и безударных слогов (например, Недавно кровь со всех сторон / Струёю тощей снег багрила). Античная метрика, напротив, основывается на установл. просодией количествеслогов, которые могут быть краткими либо долгими (обозначаются соотв. U и —). Т. о., античный стих состоит из упорядоч. последовательности краткихи долгих слогов (квантитативный стих). Из этих элементов состоят метрич. единицы — стихотворные стопы; важнейшие из них следующие: ямб U —, трохей — U, анапест U U —, дактиль — U U, бакхий U — —, кретик — U —, хориямб U U —, ионик U U — —. В ямбич., трохеич. и анапестич. размерах две стопы обычно образуют один мегр (греч. metron, буквально — мера); в других размерах метр составляет одна стопа. Большинство античных стихов состоят из одного или неск. однородных метров, однако у Архилоха, Сапфо, Алкея и других поэтов изобилуют стихи, составл. из разнородных стоп. Построенный из одинаковых стоп стих (напр., — U U — U U — U U — U U — U U — U U) страдал бы ритмич. однообразием, которого стремились избежать следующими способами: 1. Два кратких слога и один долгий приравниваются и могут взаимно заменять друг друга; также и краткий слог может разрешаться в два кратких; т. о., ямб и трохей могут заменяться трибрахием U U U, анапест и дактиль — спондеем — —. 2. Последняя стопа бывает незавершенной (каталектич.), например в дактилич. Гекзаметре (— U U — U U — U U — U U — U U — U). 3. Последний слог любого стиха может быть как кратким, так и долгим (лат. syllaba anceps — обоюдный слог); обозначается U. 4. Длинные стихи подразделяются на смысловые отрезки, границы которых образованы обязательно или по желанию словоразделами. Если словораздел совпадает с концом стопы или метра, возникающая пауза называется метрич. диэрезой (обозначается ||); если пауза появляется внутри стихотворной с гоны или метра, она называется цезурой (обозначается |). Т. о., для дактилич. гекзаметра получается следующая общая схема:Следует различать стихи, предназначавшиеся для рецитации (например, дактилич. гекзаметр) и для пения (сольного или хорового). Неизвестно, каким образом при исполнении стихов выражалось количество слога и ударение. В императорскую эпоху происходит смена музыкального ударения, при котором ударный слог выделялся среди других высотой звука, экспираторным (динамич.) ударением, при котором ударный слог выделяется изменением силы его звучания. Этот фонетич. процесс наблюдался почти одноврем. в греч. и лат. яз. В результате квантитативное С. постепенно уступило место акцентному. Первым представителем акцентного С. в лат. языковом ареале является Коммодиан (3–4 вв.), а в греч. — Григорий Назианзин.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.